Nov. 9th, 2012
Во-первых, klapaucy подкинул ссылку на очень обширные интервью с рабочим завода "Ангстрем" в Зеленограде, 1985 и 1987 годов. Пока что я не успел их прочитать целиком, текста очень много, но основной тренд понятен. Правда, то, что автора назвали (обозвали?) диссидентом, кому-то, возможно, испортит восприятие текста - так вот призываю не надевать антидиссидентские очки, читайте, что написано, там все по делу. В конце концов, был бы там угар антисоветчины,
klapaucy бы не посоветовал.
Во-вторых, как раз сегодня прочитал в книге "Пелевин и поколение пустоты" его комментарий про профессию инженера в Советском Союзе (позднем Союзе, естественно, 80е годы):
"В России, если вы учитесь на инженера, вы проводите несколько лет в изучении теорфизики: от механики и электричества до элементарных частиц, - рассказывал сам писатель в 2002 году в интервью нью-йоркскому художественному журналу Bomb. - Это довольно глубокое и серьезное обучение. После выпуска вас направляют на какой-нибудь завод, где вы должны работать три года (по крайней мере, так обстояли дела, когда я был студентом, а заводы еще работали). Там вам выдают лом, ватник, ушанку и доверяют руководить тремя пьяными в дым пролетариями (их нельзя назвать рабочими, потому что они никогда не работают). И ваша задача - скалывать лед во дворе. В этом заключалась метафизика инженерного дела в России. Я говорю "заключалась", потому что теперь в России лед уже никто не убирает".
Ну и сразу же про пьянство пролетариев с "Ангстрема", для привлечения внимания, как говорится
"Вопрос: А как обстоит дело с пьянством в других цехах Вашего завода?
Во вспомогательных цехах пьянства, несомненно, больше. Токари, слесари из соседнего вспомогательного цеха - это, видимо, пьющий контингент. Рабочие нашего цеха обычно выменивают у них за спирт все, что им необходимо. То есть эти токари и слесари готовы выполнить за спирт любой заказ, и я думаю, что этот спирт они, так сказать, употребляют "по назначению". Нам для работы дают довольно много спирта, так положено по технологии, но он практически весь уходит во вспомогательные цеха.
Вопрос: Какие заказы делают за этот спирт? Это делается для работы или для себя лично?
Чаще всего для себя лично, но бывает, что и для работы. Многие инструменты, которыми мы работаем, сделаны за спирт, так как иначе их достать невозможно.
Вопрос: Много ли спирта Вам дают? Сколько спирта оказывается ежемесячно в Вашем личном распоряжении?
Примерно 600-700 граммов, даже больше.
Вопрос: И куда Вы этот спирт используете?
Иногда беру домой, но это редко. Обычно я отказываюсь от своей доли в пользу остальных. Они его либо берут домой, либо на что-то выменивают. Те, кто имеют машины, меняют спирт на бензин. В производстве спирт не использует никто."